приход храма Святой Троицы с.Валамаз Русская Православная Церковь, Удмуртская митрополия, Глазовская епархия, Красногорское благочиние |
На вопрос лукавого фарисея: «Кто мой ближний?» - Иисус ответствовал притчей о милосердном самарянине.
Некий еврей, ограбленный, раздетый и жестоко израненный разбойниками, лежал в пыли, истекая кровью, и ждал, когда кто-нибудь поможет ему в беде.
И вот в глазах несчастного блеснула надежда. На дороге появился путник, тоже еврей, но не простой еврей, а иудейский священник, служитель Всевышнего Бога. «Конечно же, сейчас он поможет мне», - подумал несчастный. Но не тут-то было. Важный священник в пышном одеянии прошёл мимо, не удостоив несчастного взглядом.
Вторым путником оказался левит, тоже еврей, и тоже служитель алтаря Иерусалимского храма, но рангом пониже первого, не такой спесивый и гордый. Он остановился, посмотрел на раненного и тоже прошёл мимо.
Но вот, наконец, показался и третий путник, он ехал на осле, и по мере его приближения надежда в сердце израненного еврея угасла совсем… Путник оказался самарянином.
Между евреями и самарянами была вражда. В то время, когда большая часть евреев находилась в вавилонском рабстве, оставшиеся на родине евреи смешались с язычниками, так образовалось племя самарян. Иудеи презирали самарян за их «нечистую» кровь, а самаряне платили гордецам ненавистью.
Но что это? Самарянин достаёт из дорожных узлов сосуды с вином и елеем и возливает целительную жидкость на раны несчастного страдальца, усаживает его на своего осла, довозит до гостиницы, из своего кармана платит за содержание и лечение еврея, да ещё обещает доплатить, если денег не хватит. И самое главное, самарянин ничего не требует взамен. Что взять с несчастного еврея, обобранного до нитки? А Еврей придя в себя, ещё долго недоумевал, что это был за чудесный самарянин, и почему он его спас?
А самарянин был сыном Нового завета. Ему было всё равно, к какому народу принадлежит, какую религию исповедует, какое общественное положение занимает – он видел перед собой страдающего человека, и его сердце возгорелось состраданием.
Но мы с тобой тоже сыны и дочери Нового Завета, а способны ли мы оказать такую же милость попавшему в беду человеку? По первому зову сердца – да, поможем, но, поразмыслив, тут же рассуждаем, а зачем мне это, что это за человек, да и зачем мне лишние проблемы, и… пройдём мимо. Даже порой ближнему своему: соседу, родственнику, хорошему знакомому мы не всегда спешим на помощь.
Насколько же окаменели мы сердцем, и как же мы с вами всё-таки разделились!
Даже в школе, даже в классе, среди наших детей, есть своя элита, есть середнячки, есть бедняки, есть и отверженные… «Он не нашего круга», - говорят некоторые, свысока поглядывая вокруг себя…
Но ведь и мы можем попасть в беду, такие правильные и благополучные, а, попав в беду, каждый из нас мечтает встретить такого же щедрого и любвеобильного человека, как самарянин из евангельской притчи. Но какой милости мы можем ожидать, если сами немилостивы?
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», - учит нас Господь.
Поэтому в евангельской притче и преподан нам урок великого милосердия ко всем людям без различия.
«Иди, и ты поступай так же», - обращается к каждому из нас Господь.
Людмила Копысова
помощница настоятеля храма с.Валамаз