приход храма Святой Троицы с.Валамаз
Русская Православная Церковь, Удмуртская митрополия, Глазовская епархия, Красногорское благочиние
Новости
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Ижевская и Удмуртская Епархия
Сайт создан в феврале 2012 года по благословению протоиерея Михаила Кабанова

Как рождается страсть

 

Себялюбие – семя греха – посеянное в нас издревле, это врождённый, очень ядовитый и плодовитый сорняк, в основе которого лежит «страстная привязанность к телу», а именно сластолюбие, словолюбие и своеволие, которые в свою очередь порождают чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Как звенья одной цепи, первое звено тянет за собой прочие и сражаться с ними нужно в обратном порядке. Так, «чтобы подавить уныние, надо сначала подавить печаль, чтобы прогнать печаль, прежде надо подавить гнев, чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие, чтобы исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную страсть, чтобы подавить эту похоть, надо обуздать чревоугодие».

В каждом человеке живёт эта врождённая склонность к той или иной страсти. Такова хитрость лукавых бесов, - предостерегает нас преподобный Паисий, - они постоянно заняты нами, как сторожа, подмечают наши склонности и пожелания и какую страсть замечают в нас, к тому и побуждают нас, такие и расставляют сети… чувствительного и нервного от природы человека хотят сделать ещё более раздражительным, а жестокосердного – ещё более необузданным и грубым, и пьяному внушают не оставлять вина, а пить ещё больше».

Но грех овладевает человеком не сразу. Сначала приходят помыслы – простая мысль на какую-либо тему, и в этом греха нет, потому что мы не в состоянии контролировать вереницу мыслей, которые, как мошкара, кружатся в нашем сознании. Но если ты зацепился за этот помысел, удерживаешь его, услаждаешься им, не сопротивляешься им, услаждаешься им, не сопротивляешься ему, то он полностью порабощает твой ум, пленяет его, и вырваться из этого плена очень трудно. Со временем этот порок становится навыком, укореняется, вживляется и делается как бы неотъемлемым природным свойством души. Это уже страсть – заключительная фаза греха, и теперь эта страсть беспрепятственно играет своей жертвой, как футболист мячиком.

Влечение к пище – естественная потребность, «хлеб укрепляет сердце человека» и «вино веселит сердце человека», - говорится в Библии. Но если ты переел или перепил – это уже чревоугодие, очень опасный и ядовитый сорняк, потому что «сласти разжигают страсти». К тому же в развитии той или иной страсти большую роль играет наша наследственность.

Анализируя биографию Екатерины II и её сына Павла I, известный отечественный психиатр В.Ф. Чиж пришёл к любопытному заключению. Они оба не были гурманами, так как сын унаследовал от матери редкостную неприхотливость в еде. Император тотчас сердился, если не исполнялось его малейшее желание. Но он ни разу не сделал прислуге замечания по поводу невкусно приготовленного блюда. Оба они не любили спиртных напитков, и Чиж объясняет это в первую очередь наследственностью.

Наследуется не сама страсть, например, алкоголизм, а высокая степень его развития, так в пьющих семьях примерно 42% сыновей становятся алкоголиками, и даже если такой ребёнок растёт в благополучной семье, всё равно высока вероятность его в будущем стать алкоголиком. Один молодой человек постоянно отказывался за столом от спиртного, говорил – мне пить нельзя, у меня пьяные гены.

И чем человек больше пьёт, тем меньше вырабатывает его организм «гормонов счастья» и тем сильнее он нуждается в новой дозе спиртного, и эта ядовитая привычка очень закрепляется на генетическом, биологическом и физиологическом уровне, а потом переходит из поколения в поколение, от отца – сыну, от матери – к дочери, и дочери алкоголиков, сами и близко не подверженные этому недугу, чаще вступают в брак именно с алкоголиками.

А если ещё ребёнок зачат родителями в пьяном виде, или, не дай Бог, во время поста, и если во время беременности мать курит, «упивается вином» и спит с мужем почти до родов, то ребёнок рождается уже с порочными наклонностями. «Если засеется семя мужа с помыслом благим, то и младенец родится благим, наставляет нас Нил Мироточивый, - если же засеяно будет с прелюбодеянием и блудом, то с каким зачатием зачался, с тем и родится. Чадородят его, но не порадуются о нём…, ибо… младенец разлагается душевно ещё в утробе матери, что она была нечистотой и сносилась противозаконно, уже имея во чреве своем».

А всё началось когда-то с безобидных помыслов! Поэтому святые отцы советуют внимательно отслеживать их и сторожить себя, как кошка мышку. Отсечь лукавый помысел в зародыше достаточно легко. Это всё равно что удавить тонкий стебелёк, а не мощный корень. Поэтому твоя внутренняя свобода зависит прежде всего от чистоты помыслов, а она всегда подвергается нападению и всегда в опасности, потому что страсть очень легко, быстро и почти незаметно овладевает человеком.

Конечно, пища необходима человеку, и вино сотворено Богом,  и компьютер, и интернет нужны нам для работы, но стоит перейти меру дозволенного и безопасного – и ты уже одержим страстью? И всё летит к чёрту – семья, дом, карьера,  потому что «кто кем побеждён, тот тому и раб», - свидетельствует Библия – раб сигареты, раб вина, вкусной и обильной пищи, раб компьютера и интернета, раб наркотиков и даже раб своего языка! И освободиться от этого рабства без помощи Божией, практически невозможно. Но что невозможно человекам, то возможно Богу. Скажи: «Господи, помоги», помолись Матери Божией, своему Ангелу Хранителю, святому, имя которого носишь. Всё зависит от твоей воли и от твоего выбора…

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

Людмила Копысова

помощница настоятеля храма с.Валамаз

«ОКТЯБРЬ» №9-10 (5987-5988)

8 и 13 февраля 2013г.


Назад к списку