приход храма Святой Троицы с.Валамаз
Русская Православная Церковь, Удмуртская митрополия, Глазовская епархия, Красногорское благочиние
Новости
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Ижевская и Удмуртская Епархия
Сайт создан в феврале 2012 года по благословению протоиерея Михаила Кабанова

В мире будете иметь скорбь

Здравствуй, молодой человек!

Однажды от одного молодого человека я услышала, что смысл его жизни – это как можно больше получить удовольствий. О, если бы это было так, Господь сказал бы нам: «Живи, человек, радуйся, рви цветы удовольствия, ты живёшь на земле один раз!». И не было бы на тогда земле ни войн, ни печалей, ни нужды, ни болезней. Но Господь сказал по-другому: «В мире будете иметь скорбь», поэтому рядом с радостью, удовольствием, счастьем, здоровьем всегда идут горе, беда, страдания и болезни. Ведь только тот, кто испытал великое горе, научается ценить радость, по словам преподобного Нила Синайского, «из несчастия извлекается истинное счастье, как из горькой скорлупы сладкое ядро», потому что от горя сердце человеческое размягчается, становиться доступнее для света Божественной любви. Поэтому святые подвижники не только не боялись земных страданий, но считали их драгоценным даром Божиим, лекарством от грехов, от нашей гордыни, тщеславия, от окаменелости сердца.

И часто горе, скорби посылаются, по нашему мнению, не тем, кто их заслуживает, а людям праведным, хорошим. «У нас по соседству живёт одна женщина – хорошая, добрая, приветливая. А у неё несколько лет назад заболела дочка, да так заболела, что теперь она инвалид. Муж от них ушёл, и, видно, что соседка прямо из сил выбивается со своей неходячей девочкой, только одна старенькая мать ей и помогает. Скажите: за что? За что её Бог наказал? – спрашивает другой молодой человек. И, правда, за что?

Этот вопрос мучает человечество уже не одну тысячу лет. Немецкий поэт Генрих Гейне так его сформулировал:

Почему под ношей крестной

Весь в крови влачится правый?

Почему везде бесчестный

Встречен почестью и славой?

Все эти вопросы с крайней остротой ставятся в библейской «Книге Иова», в книге, которая приоткрывает нам тайну страдания и притягивает к себе не только философов и богословов, но и миллионы обычных людей, потому что каждый из нас в определённый момент своей жизни «немного Иов», и в минуту боли, страдания и потерь из нашего сердца вырывается крик: «За что?»

«Был человек в стране Уц, имя его Иов, и был этот человек непорочен, справедлив, богобоязнен и удалялся от зла», - так начинается «Книга Иова». Иов, живший на Востоке не менее двух с половиной тысячелетий назад, был не просто праведником, а Божие благоволение видимым образом простиралось над ним. «У Иова было три дочери, семеро сыновей, его дом и дома его детей славились изобилием. И было у него семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, и 500 ослиц, и весьма много прислуги, и был этот человек знаменитее всех сынов Востока». И так дожил Иов до 78 лет.

Но однажды сатана сказал Господу: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и всё, что у него? Но сними с него Своё благословение, и увидишь, благословит ли он Тебя?»

И Бог отвечает сатане так: «Вот всё, что у него, в руке твоей, только на него не простирай руки своей».

Господь как бы снимает с Иова Свой покров, позволяет сатане действовать, указывая при этом границы: «Только самого его не трогай».

То, что происходит дальше, страшно. Один за другим к Иову летят гонцы с пугающими вестями: «На твои стада напали кочевники и похитили животных; молния погубила весь твой оставшийся скот; когда твои сыновья и дочери ели и пили в доме брата своего, большой ветер из пустыни налетел на дом, и дом упал на отроков, и они умерли».

И встал Иов. И «разодрал верхнюю одежду свою» и «остриг голову свою и пал на землю». И произнёс слова: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращаюсь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!».

А сатана снова приступает к Богу, что Иов боится потерять жизнь, только поэтому он смиряется перед Богом. И сказал Господь сатане: «Вот он в руке твоей, только душу его сбереги!». Этими словами Господь как бы снимает Свой покров со здоровья праведника, но предупреждает дьявола: только душу его не тронь, самое ценное, что есть для Господа у человека. А как часто мы сами добровольно, опрометчиво отдаём душу свою в руки дьявола! И в этот раз прикосновение сатаны обернулось для Иова страшной болезнью – проказой. Иов начинает заживо гнить – «от подошвы ноги его по самое темя». И вот Иов уходит прочь из селения, презираемый всеми. «И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения). И даже жена его не находила слов утешения. И однажды сказала ему: «Ты всё ещё твёрд в непорочности своей? Похули Бога и умри». На что Иов ответил ей: «Ты говоришь как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?». К праведнику приходят друзья, сначала они молчат, потрясённые увиденным, а потом начинают вслух высказывать свои версии причин происшедшего: «Возможно, Иов не так уж и праведен, раз Господь покарал его». А сам Иов осознаёт, что у Господа есть некий замысел, неведомый пока самому Иову. Он знает, что Господь справедлив, а сам Иов невиновен, и это противоречие ставит его в тупик, приводит в отчаяние. Может быть, Господь всё же несправедлив? Но как это возможно? И где Ты, Господи?

И тогда Господь Сам явился Иову, отчаявшемуся и взыскающему Его. И тогда Иов, страдающий, призывающий Бога, встречает Его и познаёт главное – то, что он не одинок в этом холодном мире. Это самые высокие моменты в жизни человека – моменты сознания близости к Нему. Тайна страдания в том и состоит, что взыскуя Господа, мы обретаем Его.

«И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: сейчас у него было 16000 мелкого скота, 6000 верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери». И прожил Иов ещё 147 лет…

К сожалению, не всякая печаль просветляет, не всякая скорбь спасительна. Иногда мутные волны уныния затопляют человека, а злая тоска и ропот на Бога отдаляют его от Него. Да, Господь посылает нам скорбь, но эта скорбь никогда не превышает сил человеческих. И раз Господь даёт нам скорбь, Он даст и облегчение, чтобы перенести эту скорбь…

 

Людмила Копысова

помощница настоятеля храма с.Валамаз


Назад к списку