приход храма Святой Троицы с.Валамаз
Русская Православная Церковь, Удмуртская митрополия, Глазовская епархия, Красногорское благочиние
Новости
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Ижевская и Удмуртская Епархия
Сайт создан в феврале 2012 года по благословению протоиерея Михаила Кабанова

Новейшая история храма Святой Троицы с.Валамаз

Новейшая история храма Святой Троицы с.Валамаз

Ижевской и Удмуртской епархии

Московского патриархата

 

Небольшой экскурс в прошлое храма

 

1845 год

 

Приход села Валамаз был открыт по определению Святого Синода от 9(31) декабря 1845 года. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сёл Узи и Ути: село Валамаз, починки Малый Валамаз, Каменный Ключ, Боровой, Ельметьевский, Синепур, Поверочная Рамень, Агаповский, Лаптевский, Востромысский, Розыграевский, Малый Чёрный Ключ, Мулыг, Чимошур, Юбери и деревни Кильмезь-Жикья и Кельвышур-Жикья. Церковные службы совершались в молитвенном доме.

 

1847 год

Первая деревянная церковь с одним престолом была построена на средства прихожан в 1847 году. 3 ноября 1847 года её освятили во имя Святой Троицы. 9 декабря этого же года  в селе Валамаз открыто церковно-приходское попечительство.

 

1855 год

Проект каменного храма  был составлен в 1855 году архитектором В.М. Дружининым.

 

1862 год

12 марта 1862 года в селе Валамаз открыто  церковно-приходское училище.

 

1863 год

В 1863 году вследствие маловместительности первую церковь разобрали (кроме алтаря) и построили более обширную, но тоже деревянную. Она существовала до окончания строительства каменного храма, а в 1899 году её перевезли во вновь открытое село Монья Малмыжского уезда.

 

1896 год

Каменный храм с одним престолом построен в 1896 году на средства прихожан.

 Материальную помощь оказали Елабужский купец Фёдор Чернов и господин Бердинский. Имена строителей нам не известны, но руководил строительством Пётр Двинянин, а золотил и устанавливал кресты Кудрявцев Сергей Тимофеевич.

 

В архивах были найдены церковные ведомости, в которых было упоминание об Освящении нашего храма:

«№ 7 1887г.    ПРИБАВЛЕНИЯ К ЦЕРКОВНЫМ ВЕДОМОСТЯМ     стр. 251 - 254

 

Освящение храма в с. Валамаз, Глазовского уезда, Вятской епархии, присоединение к православной Церкви 11 душ раскольников и «покаянное слово» бывшаго лже-попа, С.Наймушина.

 

Новосозданный каменный храм в селе Валамаз очень красивой архитектуры. Первая деревянная церковь была построена в 1847 г., а вторая – тоже деревянная – в 1863 г. В состав Валамазскаго прихода входит значительная часть раскольников поповской секты – до 500 душ обоего пола; село стоит среди лесов и мимо села пролегает просёлок по направлению к сибирскому тракту. В недавнее время старый, обветшалый храм, с окружающей село местностью производил унылое впечатление; но, с построением здесь новаго каменнаго храма, самая местность как бы изменилась и приняла другой вид. День освящения храма (12-го декабря минувшаго 1896 года) был знаменателен тем, что пред началом освящения были присоединены из раскола в православие через таинство миропомазания 11 душ обоего пола. Как при обряде присоединения, так и при освящении храма присутствовало значительное число раскольников…  …чего ни православные, ни раскольники ранее никогда не видали. При обряде присоединения, у одного из присоединяемых восприемником был в нынешнем году присоединившийся к православию бывший лже-поп Самуил Андреев Наймушин, пользовавшийся большим влиянием среди раскольников разных местностей, особенно в Валамазском приходе, где он имел оседлость, - жил с своей семьёй; здесь все раскольники ему слепо подчинялись и беспрекословно его слушались. Теперь же, как прозревший и убедившийся в истине православной веры, сохраняемой только в святой Церкви православной, он мучился сознанием, что, бывши вождём данной местности, направлял бывших чад своих к вечной гибели. По сему случаю он, с благославения местнаго благочиннаго, после присоединения 11 душ раскольников, пред началом освящения храма, сказал народу свое «покаянное слово». Как на православных, так и на раскольников «слово» произвело сильное и глубокое впечатление. Вот это слово:

«По поводу присоединения ко святой Церкви сих лиц, бывших старообрядцев, с дозволения о. благочиннаго и местнаго настоятеля, осмеливаюсь сказать несколько слов к моим бывшим пасомым, которых много я вижу зде-стоящими. С молодых лет я в старообрядчестве славился за знатока Священнаго Писания и строгаго блюстителя старых обрядов; я был ярым врагом православной Церкви, особенно нападал на духовенство, старался найти в нём недостатки и упущения и тем возвысить себя в глазах старообрядцев. Но дух мой «мятеся», я не мог успокоить себя в старообрядчестве, я всё искал самой истинной, самой старой веры Христовой и переходил из секты в секту, из болота в яму, не ради выгоды или славы,  а православной-то, самой старой и истинной веры Христовой не видел, глаз не было, слепота обуяла. Родился я, как и все вы, в беглопоповстве, потом мы решили принять в 1858 году австрийское священство. Но с переходом в единоверие бывших наших столпов оо. Кирилла и Маркела Рябовых, о. Симеона Юшкова у нас заронилось сомнение в истинности австрийскаго священства. В это время я случайно встретился в Юго-Камском заводе с архиепископом Аркадием Беловодским, будто бы вышедшим из Беловодской какой-то земли, где благочестие насаждено ещё апостолом Фомой и сохранилось до дней наших нерушимо. Я уверовал в него, привозил его к вам и вы все, полагаясь на меня, как на каменную стену, поверили ему и приняли его, а австрийское священство прокляли. Через год я убедился, что Беловодской земли нет ни на какой карте, ни в каком атласе, что это одна выдумка шарлатана Аркадия, я объявил вам, что больше в Беловодское священство не верую: и вы тотчас послушали меня и приняли опять австрийское священство. В 1881-м году я принял посвящение в сан лже-иерея от Иосифа лже-епископа Нижегородскаго, противоокружника, потом в 1887-м году перешёл к окружникам и перевёл всех вас и ближайших лжепопов к Савватию Московскому. Вскоре многие из вас опять воротились к Иосифу противоокружнику, и до того теперь дошло, что не только в одной деревне, но даже в одной семье две веры, две секты. Я своё учение ревностно распространял; мне льстили честолюбие и гордость, ибо я слыл хорошим начётчиком в старообрядческом мире. На  беседах православных миссионеров я своими увёртками иногда приводил в замешательство и торжествовал мнимую победу. Если случалось подвергаться суду, то я мог…  …следователи всегда оправдывали меня, хотя я совратил в свою секту много душ православных и единоверцев в разных губерниях. Видя мои нагло-удачные поступки, московские заправилы за то мне давали одобрительные грамоты и важные поручения: «править миссионерское дело и обозревать церкви по всей Вятской, Казанской и Сибирской области». Я много раз и во многия места бывал посылаем и от Иосифа – Нижегородского, и от Савватия – Московского, и от Пафнутия – Казанского, и от Мефодия – Томского, наших лже-епископов. Сколько трудов и опасностей я перенёс, сколько тысяч вёрст я изъездил по этим поручениям, - и счёт потерял; и ради чего, - не знаю. Сначала я боролся с окружниками, потом, когда сам сделался окружником, боролся с противоокружниками, а во всё время изрыгал свой яд и наветовал на православную Церковь. Теперь только я уразумел, что боролся я против истины, ратовал за ложь.

Вы скажете мне: где у тебя глаза-то раньше были? Верно, миленькие, глаз не было, невежество и слепота обуяла. Вы меня теперь укоряете, зачем я вас переводил из секты в секту, зачем я вас путал? Отвечаю вам, что не я виноват, а наши лже-епископы, вожди слепые, оцеждающие комаров; они сами перепутались, друг друга прокляли, отлучили, о чём и вам известно. Всё равно, милые, после меня вас кто-нибудь будет же путать, не я, так другой. Переходите в православие и не будете путаться! Посмотрите-ка на православие, - что, поколебалось-ли оно хоть раз в вере, вот уже после разделения прошло более 200 лет, всё едина вера; а у нас сколько разных сект, согласий – не перечесть; и чем дальше, тем больше будет разделений. Не думайте, миленькие, чтоб пришло то время, когда все-бы наши секты пришли в единомыслие; никогда этого не будет. Даже наша, так называемая австрийская, разделившаяся теперь на несколько сект, никогда не придёт в единомыслие; верьте мне: никогда окружники не примирятся с противоокружниками, иовлевцы с иосифовцами! Вы спросите меня, - как это я познал истину? А вот как: стал читать книги, написанныя нашими защитниками старообрядчества: Поморские ответы, сочинения Перетрухина, Швецова и других; но стал читать и критику или разборы на эти книги, сделанныя православными миссионерами, - и из чтения книг я убедился в истинности православия и увидел как в зеркале: насколько мы, старообрядцы, далеко отстоим от истины: ищем старую веру, а она-то и есть близ нас, апостольская, православная вера, самая старая.

Я обращался за разъяснениями к твоему лже-епископу Иосифу Казанскому, но ответа не получил, и 27-го августа 1895 года я подал ему отказ. После сего я уже начал обращаться  к здешнему любвеобильному пастырю о. Иоанну Николаевичу; он, как добрый пастырь, много мне помог, много разъяснил. Ему я вверил все свои грамоты и переписки с вожаками старообрядчества. По воле владыки Сергия я был присоединён к православию в Омутнинском заводе 18 февраля сего (1896) года. Волею того же владыки я послан к отправлению псаломщической должности в село Сосновогорское.

По примеру моему бывшая моя паства начинает обращаться к истинной Церкви, как сия боголюбивая чета с малыми детьми и другие, зде предстоящие. Вот они ныне освятили себя святым миропомазанием; они присоединились к Иерусалимской Церкви, а Церковь Иерусалимская есть мати всех церквей.

В книге о вере на листе 14-м говорится: «иже ныне не приобщается сионскому исповеданию и сродных южин во Иерусалиме не имать, таковый не подо.…  ….лима». А мы, старообрядцы, не токмо не имеем сродных южин в Иерусалимской Церкви, но поносим её, нарицаем еретическою. А в Писании сказано: «ненавидящие Сиона посрамятся от Господа; яко трава бо огню будет изсохшая». В книге Кирилловой на листе 505-м говорится: «все веры прочии иже верами зовутся , не суть веры, но прелести…. Наша же восточная вера истинная и не прелестная, Духа Святаго дарование вмещает, пришествия его сподобляется, освящаются богоугодницы.… и по смерти тело нетленно богоугодников пребывает, воними благоуханными благоухает и чудотворят кости мёртвыя». У нас, старообрядцев, после отделения, как вам известно, не было открыто нигде святых мощей, а в православной Церкви они были открыты и прославились чудотворными мощи: Митрофана и Тихона Воронежских, Иннокентия Иркутскаго, Симеона Верхотурскаго; и ныне, 9 сентября, как вам известно, открылись и прославились чудесами многими святые мощи Феодосия Черниговскаго. Читал я во многих газетах об этом торжестве, на которое собралось до 100 тысяч народу, читал также о том, что уполномоченные от старообрядцев разных мест смотрели и осязали нетленные мощи и после того обратились ко святой православной Церкви, наподписали собственноручно акт осмотра и свидетельства святых мощей. Это ли вам не доказательство, что православная Церковь есть Церковь благодатная, Духа Святаго дарования вмещающая!?

Прошу и молю вас от души: присоединяйтесь к святой Церкви, последуйте за мной, как прежде, послушайте меня, как вы прежде меня слушались! Ещё прошу и кланяюсь вам земно, простите меня за любовь Божию, за любовь Христову, что я по невежеству, по недоразумению вводил вас в заблуждение, слепень…  …дарованная восхищал», надевал ризы, был ложным иереем. Ризы эти, ненужные мне теперь и чтоб не напоминали оне мне о моем незаконном служении, я приношу в дар сему новоустроенному храму.

В заключение объявляю публично, услышите сие зде-сущие и возвестите вне-сущим, что кого я крестил, те не крещены, кого миропомазал, те не миропомазаны, кого я венчал, те не венчаны, кого отпевал, те не отпеты.

Простите меня и вы, Боголюбивые пастыри, много я вам причинял горя и беспокойства и туги сердечной о своей пастве: я был волком хищным, который вторгался в ваше стадо и иногда похищал овец ваших. Простите и помолитесь о мне грешном, окаянном; помолитесь о сих заблудших, дабы Господь просветил их очи сердечныя, да будет едино стадо и един Пастырь».

(«Вятские Епархиальные Ведомости»)»

Слог и стиль публикации сохранены. Н. Пушин

1937 год

 

Свято-Троицкая церковь бездействовала с 1937 года. Последним священником церкви был  Отец Николай (Николай Аполлонович Блинов), о котором с теплотой и любовью вспоминают старшие жители села. Семья священника (Отец Николай, его жена Августа Фёдоровна и четверо дочерей Надя, Миля, Лиза, Вера) была раскулачена и выслана из села. Службы в храме прекратились. Кованую железную ограду, стоявшую вокруг церкви, увезли в с.Селты. колокола скинули и разбили. Книги из церковной библиотеки, утварь, иконы многие жители села взяли себе.

Здание церкви было занято под склад «Заготзерно», хотя юридически, по материалам Центрального Государственного Архива Удмуртии, церковь закрытой не являлась.

В разное время  помещение церкви использовалось под газовый склад, хлебопекарню, токарную мастерскую. Даже когда церковь пустовала, свободного доступа  в неё не было: она всегда была закрыта. К началу 90-х годов церковь обветшала, в крыше зияли дыры, со стен и купола послойно осыпалась кладка, в любое время мог обрушиться свод.

  Снимок 2000 года


Назад к списку