приход храма Святой Троицы с.Валамаз
Русская Православная Церковь, Удмуртская митрополия, Глазовская епархия, Красногорское благочиние
Новости
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Ижевская и Удмуртская Епархия
Сайт создан в феврале 2012 года по благословению протоиерея Михаила Кабанова

Храм Святой Троицы села Валамаз

«Яко не отринет Господь людей Своих
и достояния Своего не оставит».
Псалом  93.

Сегодня село Валамаз, стоящее в стороне от Сибирского тракта, встречает приезжего тишиной и покоем.  И когда смотришь на красавец - храм, восстановленный в 2009 году, удивляешься, как при таком, казалось бы, малолюдстве здесь возродилась такая красота. Но стоит поближе познакомиться с прихожанами – и все становится ясно. В ХХІ веке в селе Валамаз живут такие же трудолюбивые и дружные люди, как и их далекие предки.
Первая деревянная церковь Святой Троицы  построена на средства прихожан деревень и починков, выделившихся из приходов сел Узи и Уть, в 1845-1847 годах – менее, чем за два года. В те времена приход объединил село Валамаз, починки Малый Валамаз, Каменный Ключ, Боровой, Ельметьевский, Синепур, Поверочная Рамень, Агаповский, Лаптевский, Востромысский, Розыграевский, Малый Черный Ключ, Мулыг, Чимошур, Юбери и деревни Кильмезь-Жикья и Кельвишур-Жикья. В 1862 году при храме открыто приходское училище, а затем, в 1877 году, и церковноприходское попечительство.

Первая церковка была маленькая, и решили построить новую, большую. В 1863 году старый храм  разобрали, оставили только алтарь. К нему пристроили новый храм, он простоял недолго, так как в 1896 году валамазцы выстроили новый каменный храм, освященный 12 декабря 1896 года во имя Святой Троицы. Деревянное здание перевезли в село Монья Малмыжского уезда.
Каменное здание церкви  построено по проекту Василия Михайловича Дружинина в русском стиле, самом распространенном на рубеже ХІХ и ХХ веков. Здесь уже не обошлось без меценатов. Построить такое здание, достойное стоять в любом городе, помогли Елабужский комитет купца Федора Григорьевича Чернова и г. Бердинский. В день открытия и освящения нового храма состоялось важнейшее для этих мест событие: церковное покаяние принес самый авторитетный среди многочисленных местных раскольников-поповцев - Самуил Андреевич Наймушин, исполнявший у них обязанности «священника». Вместе с ним к православию присоединились еще одиннадцать бывших его прихожан. По благословению местного благочинного С.А.Наймушин сказал народу свое покаянное слово, которое произвело сильное и глубокое впечатление как на православных, так и на раскольников:  
«По поводу присоединения ко святой Церкви сих лиц, бывших старообрядцев, с дозволения о. благочиннаго и местного настоятеля осмеливаюсь сказать несколько слов к моим бывшим пасомым, которых много я вижу зде стоящими. С молодых лет я в старообрядчестве славился за знатока Священнаго Писания и строгаго блюстителя старых обрядов; я был ярым врагом православной Церкви, особенно нападал на духовенство, старался найти в нем недостатки и упущения и тем возвысить себя в глазах старообрядцев. Но дух мой «мятеся», я не мог успокоить себя в старообрядчестве, я все искал самой истинной, самой старой веры Христовой и переходил из секты в секту, из болота в яму, не ради выгоды или славы, а православной-то, самой  старой и истинной веры Христовой не видел, глаз не было, слепота обуяла. Родился я, как и все вы, в беглопоповстве, потом мы решили принять в 1858 году австрийское священство. Но с переходом в единоверие бывших наших столпов оо. Кирилла и Маркела Рябовых, о. Симеона Юшкова у нас заронилось сомнение в истинности австрийскаго священства. В это время я случайно встретился в Юго-Камском заводе с архиепископом Аркадием Беловодским, будто бы вышедшим из Беловодской какой-то земли, где благочестие насаждено еще апостолом Фомой и сохранилось до дней наших нерушимо.  Я уверовал в него, привозил его к вам и вы все, полагаясь на меня, как на каменную стену, поверили ему,  приняли его, а австрийское  священство прокляли. Через год я убедился, что Беловодской земли нет ни на какой карте, ни в каком атласе, что это одна выдумка шарлатана Аркадия, я объявил вам, что больше в Беловодское  священство не верую: и вы тотчас послушали меня и приняли опять австрийское священство. В 1881-м году я принял посвящение в сан лже-иерея от Иосифа лже-епископа Нижегородскаго, противоокружника, потом в 1887-м году перешел к окружникам и перевел всех вас и ближайших лжепопов к Савватию Московскому. Вскоре многие из вас опять воротились к Иосифу противоокружнику, и до того теперь дошло, что не только в одной деревне, но даже в одной семье две веры, две секты. Я свое учение ревностно распространял; мне льстили честолюбие и гордость, ибо я слыл хорошим начетчиком в старообрядческом мире. На беседах православных миссионеров я своими увертками иногда приводил в замешательство и   торжествовал мнимую победу. Если случалось подвергаться суду, то следователи всегда оправдывали меня, хотя я совратил в свою секту много душ православных и единоверцев в разных губерниях. Видя мои нагло-удачные поступки, московские заправилы за то мне давали одобрительные грамоты и важные поручения: «править миссионерское дело и обозревать церкви по всей Вятской, Казанской и Сибирской области». Я много раз и во многия места бывал посылаем и от Иосифа Нижегородского, и от Савватия  Московского, и от Пафнутия Казанского, и от Мефодия  Томского, наших лже-епископов. Сколько трудов и опасностей я перенес, сколько тысяч верст я изъездил по этим поручениям, - и счет потерял; и ради чего, - не знаю. Сначала я боролся с окружниками, потом, когда сам сделался окружником, боролся с противоокружниками, а во все время изрыгал свой яд и наветовал на православную Церковь. Теперь только я уразумел, что боролся я против истины, ратовал за ложь.
Вы скажете мне: где у тебя глаза-то раньше были? Верно, миленькие, глаз не было, невежество и слепота обуяла. Вы меня теперь укоряете, зачем я вас переводил из секты в секту, зачем я вас путал? Отвечаю вам, что не я виноват, а наши лже-епископы, вожди слепые, оцеждающие комаров; они сами перепутались, друг друга прокляли, отлучили, о чем и вам известно. Все равно, милые, после меня вас кто-нибудь будет же путать, не я, так другой. Переходите в православие и не будете путаться! Посмотрите-ка на православие, - что, поколебалось ли оно хоть раз в вере, вот уже после разделения прошло более 200 лет, все едина вера; а у нас сколько разных сект, согласий – не перечесть; и чем дальше, тем больше будет разделений. Не думайте, миленькие, чтоб пришло то время, когда все бы наши секты пришли в единомыслие; никогда этого не будет. Даже наша, так называемая австрийская, разделившаяся теперь на несколько сект, никогда не придет в единомыслие; верьте мне: никогда окружники не примирятся с противоокружниками, иовлевцы с иосифовцами! Вы спросите меня, - как это я познал истину? А вот как: стал читать книги, написанныя нашими защитниками старообрядчества: Поморские ответы, сочинения Перетрухина, Швецова и других; но стал читать и критику или разборы на эти книги, сделанныя православными миссионерами, - и из чтения книг я убедился в истинности православия и увидел как в зеркале: насколько мы, старообрядцы, далеко стоим от истины: ищем старую веру, а она-то и есть близ нас, апостольская, православная вера, самая старая.
Я обращался за разъяснениями к своему  лже-епископу Иосифу Казанскому, но ответа не получил, и 27-го августа 1895 года я подал ему отказ. После чего я уже начал обращаться к здешнему любвеобильному пастырю о. Иоанну Николаевичу; он, как добрый пастырь, много мне помог, много разъяснил. Ему я вверил все свои грамоты и переписки с вожаками старообрядчества. По воле владыки Сергия я был присоединен к православию в Омутнинском заводе 18 февраля сего 1896 года. Волею того же владыки  я послан к отправлению псаломщической должности в село Сосновогорское.
По примеру моему бывшая моя паства начинает обращаться к истинной Церкви, как сия боголюбивая чета с малыми детьми и другие, зде предстоящие. Вот они ныне освятили себя святым миропомазанием; они присоединились к Иерусалимской Церкви, а Церковь Иерусалимская есть мати всех церквей.
Мы, старообрядцы, не токмо не имеем сродных южин в Иерусалимской Церкви, но поносим ее, нарицаем еретическою. А в Писании сказано: «ненавидящие Сиона посрамятся от Господа; яко трава бо огню будете изсохша».В книге Кирилловой на листе 505-м говорится: «все веры прочии иже верами зовутся, не суть веры, но прелести…Наша же восточная вера истинная и не прелестная, Духа Святаго дарование вмещает, пришествия его сподобляется, освящаются богоугодницы… и по смерти тело нетленно богоугодников пребывает, вонями благоуханными благоухает и чудотворят кости мертвыя». У нас, старообрядцев, после отделения, как вам известно, не было открыто  нигде святых мощей, а в  православной Церкви они были открыты и прославились чудотворными мощи: Митрофана и Тихона Воронежских, Иннокентия Иркутскаго, Симеона Верхотурскаго; и ныне, 9 сентября, как вам известно, открылись и прославились чудесами многими святые мощи Феодосия Черниговскаго. Читал я во многих газетах об этом торжестве, на которое собралось до 100 тысяч народу, читал также о том, что уполномоченные от старообрядцев разных мест смотрели и осязали нетленные мощи и после того обратились ко святой православной Церкви, подписали собственноручно акт осмотра и свидетельства святых мощей. Это ли вам не доказательство, что православная Церковь есть Церковь благодатная, Духа Святаго дарования вмещающая!?
Прошу и молю вас от души: присоединяйтесь к святой Церкви, последуйте за мной, как прежде, послушайте меня, как вы прежде меня слушались! Еще прошу и кланяюсь вам земно, простите меня за любовь Божию, за любовь Христову, что я по невежеству, по недоразумению вводил вас в заблуждение, слепень… дарованная восхищал», надевал ризы, был ложным иереем. Ризы эти, ненужные мне теперь и чтоб не напоминали оне мне о моем незаконном служении, я приношу в дар сему новоустроенному храму.
В заключение объявляю публично, услышите зде-сущие и возвестите вне-сущим, что кого я крестил, те не крещены, кого миропомазал, те не миропомазаны, кого я венчал, те не венчаны, кого отпевал, те не отпеты.
Простите меня и вы, Боголюбивые пастыри, много я вам причинял горя и беспокойства и туги сердечной о своей пастве: я был волком хищным, который вторгался в ваше стадо и иногда похищал овец ваших. Простите и помолитесь о мне грешном, окаянном; помолитесь о сих заблудших, дабы Господь просветил их очи сердечныя, да будет едино стадо и един Пастырь».
В первые десятилетия советской власти в храме продолжались богослужения. Но в 1937 году здание храма заняли под зерносклад без всяких «юридических процедур», поэтому он даже не считался закрытым! Позднее храм использовали как хлебопекарню, газовый склад, токарную мастерскую. В последние годы ХХ века здание стояло бесхозным и постепенно разрушалось.
Жители села добились возрождения прихода в 1991 году. За последние десятилетия село обезлюдело, сельхозартель ослабла, и поначалу у прихожан не было ни сил, ни средств на возрождение храма. Но зато имелись горячее желание и большой молитвенный труд. Сначала молились в стоящем поблизости доме, священники приезжали из Селтов. Душой прихода и ходатаицей по всем его делам стала Ксения Агаповна Кудрявцева. Кроме нее в первый состав приходского совета вошли Кудрявцев Леонид Иванович, Кудрявцев Михаил Михайлович, Копысова Людмила Васильевна, Пушин Николай Анатольевич, Емшанова Анна Григорьевна, Гребенкина Нина Тимофеевна, Гребенкина Татьяна Лифоновна, Русских Евгения Михайловна. Первым священником, возродившим богослужения в Валамазе, стал бывший послушник Почаевской Свято-Успенской лавры о. Василий Яцола. Он прослужил с июля по октябрь 1991 года. После его отъезда 2 октября в Епархиальное управление он исчез. Много позднее в лесу обнаружили человеческие останки и документы батюшки. До сих пор никто не знает было ли это убийство или его растерзали звери.
В первые годы священники, приезжавшие сюда из Селтов, менялись часто, поэтому службы проводились нерегулярно. В начале ХХІ века по инициативе прихожан  в день Святой Троицы начали проходить крестные ходы Селты – Валамаз. Первый крестный ход был немногочисленным. Возглавил его селтинский священник Виктор Сергеев. Но уже второй крестный ход собрал более полутора сотен людей. И дело возрождения храма стало продвигаться быстрее. Он попал в республиканскую программу, по которой выделялись средства на восстановление памятников культуры. Меценатом этого дела стала директор ОАО «Ува-Молоко» Марина Михайловна Старовойтова. Основные работы проведены силами реставрационного предприятия РиД под руководством Дмитрия Ивановича Шабалина. И вот 10 апреля 2009 года состоялось торжественное открытие храма Святой Троицы, при котором присутствовали Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай и Президент Удмуртской Республики Александр Александрович Волков. Была соборная молитва, было награждение, был праздник – праздник, ради которого так долго молились и трудились прихожане.
В день Вознесения, когда происходило торжественное освящение престола, скоропостижно скончалась Ксения Агаповна Кудрявцева. Она отошла ко Господу, все подготовив для освящения Свято-Троицкого храма и даже получив за свои труды земную награду. Впереди ее ждала Награда Небесная.

Престольный праздник – на 50-й день от Пасхи.

Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш,
Иже премудры ловцы явлей,
Ниспослав им Духа Святаго,
И теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.

Настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Михаил Кабанов. 427390, село Валамаз.

Владимир Шкляев. Подготовлено с использованием материалов, предоставленных Н. А. Пушиным


Назад к списку