приход храма Святой Троицы с.Валамаз
Русская Православная Церковь, Удмуртская митрополия, Глазовская епархия, Красногорское благочиние
Новости
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Ижевская и Удмуртская Епархия
Сайт создан в феврале 2012 года по благословению протоиерея Михаила Кабанова

Трактористки военной поры

Живут в Валамазе две вдовы-старушки: Мария Александровна Русских и Анастасия Николаевна Кондакова. Две жизни, две схожие судьбы. Есть о чём им вспомнить, украдкой смахивая непрошеную слезу. Вот и идут иной раз друг к другу поговорить, душу отвести…

Ничто, казалось, не могло разрушить, поколебать мирную жизнь, она представлялась красивой и спокойной, полной надежд, радости и любви. Всего за месяц до войны вышла замуж Анастасия Николаевна. Но не долгим было её счастье: ушёл муж на фронт, как и большинство мужчин. Остались в деревне старики, бабы да подростки. Да нелёгкая крестьянская работа осталась: пахать, сеять, убирать, косить, кормить и доить скот. Послали молоденькую Анастасию в Глазов науку вождения трактора постигать. Через семь месяцев вернулась в свою Селтинскую МТС специалистом. Так всю войну и работала то на комбайне во время уборки, то на тракторе на пахоте.

А Мария чуть старше возрастом была. Может по этой причине, может по другой какой, время скорее, наверное, торопило, нужда, но проучилась на трактористку она всего три недели. И тоже все военные годы работала на тракторе.

- День и ночь работали, - рассказывают женщины, дополняя одна другую. – Солнышко уж всходит, а мы глаз ещё не смыкали, с трудом, как говорится, хоть спички подставляй, допашем участок, передохнём и снова за работу. Подменять было некому. Правда, в иной деревне давали в помощники плугарей, и то легче было, а так всё одни.

Лето проходило в поле, а зима – в гараже. Холодно. Руки к гаечному ключу пристывают, гайку сил не хватает отвернуть. Из последних сил выбиваешься, хоть реви, да только делу этим не поможешь. А попробуй не выйти на работу – засудят.

Чудом остались на свободе обе женщины. Мария Александровна отработала лето в 1946 году. А с наступлением осени ремонтировать трактор отказалась: тяжело, не под силу, выдохлась вся. Да и надежда на мужиков появилась, некоторые вернулись с фронта здоровыми, неизувеченными, могли и в технике неказистой разобраться. Нашёлся добрый человек, помог справку об ухудшающемся состоянии здоровья оформить. Так только и избежала суда.

Анастасию Николаевну же чуть во вредительстве не обвинили, да, к её счастью, разобрались и признали её невиновной.

- А что за труд-то получали? Весь расчёт был хлебом, говорят бывшие трактористки.

А ещё их ратный труд поощрялся подарками. В то время он считался очень даже ценным: шали получили женщины. Надо видеть, с какой гордостью говорили они об этом. И можно представить, как бесконечно благодарны и тронуты они были, получая их в те далёкие трудные военные годы. Не было, наверное, для них ничего более дорогого и ценного. Мария Александровна по сей день носит эту шаль.

Тяжело, конечно, вспоминать этим пожилым женщинам прожитое и пережитое ими. Потому так немногословны и сдержанны они в своих рассказах. Только и мечтают да желают людям никогда не испытать того, что выпало на их долю.

Г. КАПАЧИНСКИХ

 Газета «Октябрь» от 16 марта 1996г. № 21(7386)


Назад к списку