приход храма Святой Троицы с.Валамаз Русская Православная Церковь, Удмуртская митрополия, Глазовская епархия, Красногорское благочиние |
Прежде чем дать согласие на церковный брак (Венчание) жениху и невесте хорошо бы уточнить свои взгляды насчёт образа жизни, воспитания детей, отношения к требованиям Церкви, ибо Венчание – это не дань моде, не уступка родителям, которые непременно требуют, чтобы их дети повенчались, это серьёзный шаг, на который жених и невеста должны идти осознанно. Ведь в Таинстве брака жених и невеста, соединённые любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию, освящающую их союз, благодать на воспитание детей в православной вере.
А требования в этом случае к венчающимся очень серьёзные, потому что муж и жена берут на себя очень ответственные обязанности перед Богом: рожать всех детей, сколько бы Господь вам не дал, воспитывать их в православной вере, хранить любовь и верность друг другу на всю жизнь, потому что вы связаны брачными узами до тех пор, пока один из супругов жив. Умер муж, жена может выйти замуж, и наоборот. Но при живых супругах никто из них не может жить с другим человеком, недаром ещё в апостольские времена апостол Павел писал: «А вступающим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, а мужу не оставлять жены своей». И в православной семье жена во всём слушаться мужа, муж во всём слушается Бога, потому что он глава семьи, и именно он отвечает перед Богом за свою семью. Так и было всегда в истинно православной семье, жена во всём слушается мужа, муж во всём слушается Бога, а дети, естественно, слушались своих родителей. И был в семье порядок, мир, и любовь, и Божие благословение. А это возможно только в том случае, если муж и жена станут православной семьёй, а именно: вместе ходить на службы, исповедоваться, причащаться, вычитывать утренние и вечерние правила и приучать к этому своих детей.
А иначе зачем венчаться? Венчание само по себе не укрепляет семью, если к этому вы не будете прилагать никаких усилий, а ещё к тому же и растеряете Благодать Божию, данную вам Богом в момент Венчания.
Ну и что, - скажут некоторые, - мы живём и без венчания, и хорошо живём. Да, живём, но живём без Божьего благословения и рожаем детей в прелюбодеянии, и в большинстве таких семей жена не слушается мужа (чаще всего именно она глава семьи), муж не слушается Бога, а дети, не слушаются родителей, и не только родителей…
А венчаться никогда не поздно, даже в глубокой старости. Но молодым, конечно, желательно венчаться как можно раньше, чтобы дети ваши родились под венцом и воспитывались бы в православной семье. (Где муж и жена люди глубоко верующие), и тогда Божие благословение будет всегда с вами, и будет в вашей семье и мир, и любовь, и порядок.
А если жизнь всё-таки не сложилась, пусть и в церковном браке. Что же делать тогда?
Кроме Венчания, есть и развенчание. Но для этого нужны очень веские причины и согласие правящего Архиерея вашей Епархии.
Чтобы венчание стало по-настоящему праздничным, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации, согласовать место и время совершения Таинства.
Регистрация брака в ЗАГСе совершается раньше венчания.
Молодожёнам необходимо прийти в храм перед венчанием к началу службы, накануне с 12 часов ночи ничего не есть, не пить, не курить и ни в коем случае не допускать супружеской близости, потому что молодым необходимо исповедоваться и причаститься, что особенно важно перед началом супружеской жизни. Присутствие друзей и родственников за Литургией желательно, но в крайнем случае они могут прийти и попозднее, к началу венчания.
Обручальные кольца надо заранее отдать священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.
Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нём молодые будут стоять. У невесты непременно должен быть головной убор, косметика и украшения в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики. Необходимы и свидетели, чтобы держать венцы над головами новобрачных. И свидетели, как и все остальные гости, должны быть с нательными крестиками.
Таинство брака состоит из двух частей: обручения и венчания.
Во время обручения священник вручает молодым зажжённые свечи, как символ радости, тепла и чистоты. И после молитв о новобрачных священник берёт с Престола перстни (кольца) и возлагает их на безымянные пальцы правой руки. Перстень, по мнению древних, служит печатью и утверждением, а его круглая форма означает вечность и неразрывность супружеского союза.
После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их, свободно ли их желание стать законными супругами и после молитв, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, выносят венцы. Венец – это символ чистоты, образ Царства Небесного, но это и символ мученического венца, прообраз тернового венца Спасителя.
Затем выносится общая чаша с вином. Чаша с вином – это символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить пополам до конца дней своих. Священник в три приёма преподаёт вино молодым. После чего он соединяет их руки трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Здесь круг – это символ того, что Таинство совершено навечно, а хождение за священником – это образ служения Церкви.
В завершение Таинства супруги встают у Царских Врат алтаря, где священник произносит назидательное слово. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.
Венчание не совершается:
- в течение всех четырёх многодневных постов;
- во время Сырной недели (Масленицы);
- Светлой Пасхальной Седьмице;
- от Рождества Христова до Крещения;
- накануне двунадесятых праздников;
- по вторникам, четвергам и субботам;
- 11 и 26 сентября (дни строгого поста);
- накануне престольных праздников.
А в остальные дни – пожалуйста, если у вас появится желание повенчаться!
Людмила Копысова
помощница настоятеля храма с.Валамаз