приход храма Святой Троицы с.Валамаз Русская Православная Церковь, Удмуртская митрополия, Глазовская епархия, Красногорское благочиние |
Мы - Валамазские! И этим всё сказано. Мы любим свою "малую Родину". Любим трудиться, отдыхать. Любим окружающую нас природу: леса, поля и речки Уть и Турну, которые воспеты в песне "Жизнь" (слова С. Уткина, музыка В. Емшанова). В настоящее время на территории Валамазского сельского совета осталось всего четыре деревни: с. Валамаз, деревни Малый Валамаз, Аксёновцы и Егоровцы. Населения по Валамазскому сельскому совету осталось около 500 человек. Электричество у нас впервые появилось в 1953 году, а радио заговорило только в 1956 году. Первый трактор появился на селе в 1939 году.
В то время в Валамазском сельском совете было семнадцать деревень. В каждой деревне был свой колхоз. Например:
- В дер. Нагорный Валамаз – колхоз «Красный шеф»;
- В с. Валамаз – колхоз «Новое поле»;
- В дер. Ахманята – колхоз «Крестьянка». Первым председателем его был Такаев Гавриил Алексеевич.
- В дер. Никишата – колхоз «Красный пахарь». Первым председателем был Русских Леонид Федотович.
- В дер. Боровые – колхоз «Красный бор»;
- В дер. Выселок – колхоз «Земледелец»;
- В дер. Абросимята – колхоз «Красная звезда;
- В дер. Зелёная роща – колхоз «Зелёная роща»;
- В дер. Разыграи – колхоз «Новый путь»;
- В дер. Острый Мыс – колхоз «Красный Мыс»;
- В дер. Зяблые – колхоз «Красное знамя».
- В дер. Полом – колхоз «Красный труженик».
- В дер. Малиновка (Лаптевщина) – колхоз «Песчанка». Председатель Печёнкин Михаил Самойлович.
Сейчас мы хотим рассказать о деревне Раменцы и истории нашей церкви.
Раменцы
Деревня Раменцы расположена между деревнями Егоровцы и когда-то существующей дер. Севостьяновцы. Находилась деревня в низине, а по краям возвышенности.
По преданию, дошедшему до нас от старожилов, приехал в эти места какой-то Пётр и основал Петровское займище (займ – занятое место). Займище стало разрастаться, приезжали и поселялись здесь новые люди. Затем это место стали называть Раменцы (от слова Рамень – участок в лесу). Были в Раменцах две улицы; одна за ручьём, другая на горе. За ручьём было болотистое место, поэтому постепенно осталась одна улица. Жили в деревне русские. В основном староверы. Самые распространённые фамилии – Русских, Пластинины, Климентовы, Кудрявцевы, Аксетьевы.
В деревне была часовня, куда ходили молиться. По вечерам около часовни собиралась молодёжь на повёрках (на пересечении дорог).
Вокруг Раменцев раскинулись поля, названия их означали сторону, в которой он находились. Поле в сторону реки Кильмезь называлось Кильмезское, в сторону Севостьяновцев – Севостьяновское. По полям проходили дороги: летник, по которой ездили летом, и зимник, по которой ездили зимой. Были и другие дороги, имевшие свои названия. Акулькина дорожка – прямая дорога в Севостьяновцы, и название она получила от имени Акулина. Лом-дорога – дорога ведущая на бурелом. Егоровская – дорога в сторону дер. Егоровцы. Своих лугов в дер. Раменцы не было, поэтому жителям было трудно заготавливать сено для скота.
Мы живём в лесной стороне и поэтому Раменцы окружены со всех сторон лесами. Окрестные леса имели свои названия. Например: Анисьина пожня (пожня – луг). Это название произошло от имени Анисья, эта женщина когда-то косила эти лесные поляны. За Кильмезским полем в лесу был Мальшов чертёж. Была Егорова поляна. Егорова поляна получила своё название от имени Егор. Харитоново болото – название получило от имени Харитон, который когда-то косил его. Были, конечно, грибные и ягодные места в сторону Берёзовой гривы. Так называлась сплавная пристань на реке Кильмезь.
До образования колхозов жители занимались своим хозяйством и у них были свои полосы пахотной земли, свои пасеки. Зерно возили молоть на водяную мельницу, которая находилась на реке Пестерь. Уже позже появилась мельница, расположенная в сторону деревни Егоровцы. Она получила название Харитонова мельница. Были места, где брали песок и глину, но они не имели названий. В самой деревне был пруд, а за прудом находилась яма, которая называлась Прорва. В ней мочили луб и коноплю. Из конопли вили на специальных машинах верёвки. Смолу гнали на скипидарном заводе, там же гнали и скипидар. Работали на этом заводе жители деревни Раменцы и Севостьяновцы. Начальником на этом заводе был Кочуров Александр, потом его сменил Лютин, его другие. В 1930 году жителей насильно стали сгонять в колхозы. Многие не хотели новой жизни, таких раскулачивали и выселяли. Отбирали весь скот и уводили в Старые Зятцы – там была коммуна. В начале в Раменцах была только контора и конюшня. Постепенно образовался колхоз «Петровский», председатель Кудрявцев Андрей Никифорович. Потом стали закупать коров. Вначале их было всего 6 голов. Люди в колхозе работали за трудодни. На один трудодень давали по 8 килограммов зерна. Затем колхоз купил машину.
Когда Раменцы и Севостьяновцы соединились, то образовался колхоз «Новая жизнь», председателем которого стал Золотухин Аркадий Алексеевич. Затем соединили 4 деревни – Раменцы, Севостьяновцы, Егоровцы и Аксёновцы. Назвали колхоз «Восток». Последним председателем этого колхоза был Пластинин Фёдор Семёнович. Центром колхоза была деревня Аксёновцы. В 1969 году эти деревни соединились с Валамазом и образовался совхоз «Валамазский».
Сейчас от деревни Раменцы остался только один дом Климентовой Анны Сергеевны, которая до самой смерти оставалась верна своей деревне.
Ахманята
Первоначальное название деревни Малый Валамаз – д. Ахманята. Коренные жители этой деревни не могут точно объяснить это название, и это остаётся загадкой. В Ахманятах были и есть луга и поляны под названиями: Кочетовы поляны, Зайчиха (поляна), Новая Кулига, Плоская Рамень, Подкова, Ежиха, Крымушка, Межполье Луг, Калужиы, Стрелка и многие другие.
Ахманята славились своим кедром. Его плоды (орехи) ели жители и хвалили. Кедр рос-рос и от нехватки влаги или ещё от чего высох. Примерно в 1993 году его спилили. Кедр был силён высок. Люди им очень гордились, ведь это дерево было достопримечательностью Удмуртии и д. Ахманята.
В Ахманятах, вблизи деревни Никишата, есть родник, возникший давно. За ним годами смотрят и очищают его. Зимой родник не застывает даже в самые сильные морозы, и во время застывания воды, люди идут к роднику за водой. Когда родник появился, ему никто не дал названия, н мы хотели бы называть по-своему.
Много было лесов вокруг деревни. И каждым летом было много ягод и грибов.
В Ахманятах была ферма для коров, телятник, свинарник, 2 курятника, столовая, детсад, кузница и пилорама, пожарка , магазин.
Все люди работали в колхозе, и дети ходили им помогать по работе.
Много интересных историй рассказывали жители деревни. Но в деревне не было клуба, и вечерами все собирались у липы, стоящей у пруда.
Деревня Ахманята была самой богатой, среди её жителей было много людей, в будущем раскулаченных. До сих пор стоит дом одного из них. Дом стоит, а имён его первых жителей мы не знаем…
В деревне насчитывалось 25 колодцев, а на сегодняшний день их осталось всего 5.
В Ахманятах по сей день остались коренные жители. Это Галкина Л.Г. и Такаев В.П.
По работе Емшановой Ирины
«Заочная экскурсия по краеведческой работе в Валамазкой школе»
2004 год